Не
все знают, что в некоторых случаях некачественный товар можно вернуть продавцу
и после окончания гарантийного срока на него. Естественно продавец не захочет после
окончания гарантийного срока забрать товар, бывший в использовании, и
вернуть деньги покупателю, поэтому такой возврат обычно возможен только через
суд. Все знают про гарантийный срок, но забывают (или не знают) про срок службы
товара (изделия), а это очень важная составляющая характеристики товара.
Именно во время срока службы товара, даже после окончания гарантийного срока, возможен возврат товара. Рассмотрим, когда возможен такой возврат, основываясь на «Законе о защите прав потребителей», статьи 5, 6, 7 и 19.
Не все любят читать юридические законы, поэтому выдержки из «Закона о защите прав потребителей» находятся на отдельной странице.
Именно во время срока службы товара, даже после окончания гарантийного срока, возможен возврат товара. Рассмотрим, когда возможен такой возврат, основываясь на «Законе о защите прав потребителей», статьи 5, 6, 7 и 19.
Не все любят читать юридические законы, поэтому выдержки из «Закона о защите прав потребителей» находятся на отдельной странице.
Итак: Изготовитель
должен обеспечить возможность использования товара по назначению в течение
всего его срока службы. Что это означает:
а). Изготовитель должен обеспечить
торговые организации и сервисные центры запасными частями и расходными
материалами для данного товара в период всего его срока службы. Напомню: срок
службы исчисляется не со дня выпуска, а со дня продажи товара. Например, Вы
купили пылесос со сменными фильтрами, а в продаже их уже нет, и производитель
эти сменные фильтры не выпускает или не поставляет в РФ. Это тот случай, когда
можно вернуть товар продавцу. Обычно все производители выполняют это условие,
но «Всё бывает так сказать».
б).
Изготовитель должен обеспечить возможность использования товара по назначению в
течение всего его срока службы в прямом смысле этой фразы. То есть, если
возникли обстоятельства, при которых товаром пользоваться нельзя и отремонтировать его тоже или стоимость
ремонта превышают стоимость товара (это неустранимый дефект). В данном случае можно вернуть товар продавцу,
но для его возврата необходима независимая экспертиза, доказывающая что в товаре
присутствует неустранимый дефект.
Но производители тоже не спят, и чтобы
не возвращать деньги используют несовершенство наших законов. «Закон о защите прав потребителей» позволят
производителю, самому устанавливать срок службы товара (имеется ввиду непродовольственный
товар и не косметика). Поэтому что делает производитель? Самое простое:
занижает срок службы, тем более при покупке мы обычно проверяем срок гарантии, но
никто не обращает внимания на срок службы. Например, если в советское время
срок службы телевизора был 10 лет сейчас три-пять лет, ноутбук за 30-50 тыс.
руб. – 2 года, но из того, что я видел, дальше всех пошёл Триколор: у него на
детский пульт гарантия: 1 год и этот же 1 год – срок службы. Кстати, чем ещё чревато для потребителя это
занижение срока службы? Юридически потребитель после окончания срока службы
потребитель товар должен утилизировать (см. выше цену ноутбука) и приобрести
новый. А если потребитель продолжает пользоваться товаром по истечении срока
службы, то это он делает на свой страх и риск. Например, если у Вас загорелась
батарея телефона, или случился другой неприятный инцидент, то виноваты, правильно, – Вы,
так как не утилизировали (т.е. не выбросили в мусор) товар после окончания срока его службы.
Ну а напоследок небольшой приз: если
производитель не указал срок службы товара, то этим сроком будет считаться 10
лет со дня продажи товара потребителю.
На фото ниже - пример такого дефекта (трещина в корпусе смесителя), когда претензию на возврат денег можно предъявить после окончания гарантии, но до окончания срока службы товара. Особенно актуально это выглядит, если в результате появления такой трещины произойдёт залив соседей снизу. В этом случае иск о возмещении ущерба можно подать на магазин, так как виновным в протечке является производитель смесителя, не обеспечивший работу смесителя в течении его срока службы (магазин, в свою очередь, взыщет эти деньги с производителя).
Смеситель для ванной |
Участок с трещиной (увеличено) |
Повторюсь, выдержки из Закона о защите прав потребителей ЗДЕСЬ (см. статья 19 Сроки предъявления потребителем требований ..).